Вход на сайтНаши партнеры |
Архив новостей за 2012 годНе все немецкие школьники могут отличить диктатуру от демократии
Более 6500 учеников 9-х и 10-х классов немецких школ приняли участие в опросе, который провел профессор Свободного университета Берлина Клаус Шрёдер (Klaus Schroeder). Цель исследования, результаты которого были опубликованы в конце июня, — проверить уровень знаний истории молодых людей в возрасте 16 – 17 лет. А более конкретно — узнать, как подростки оценивают существовавшие на немецкой территории с 1933 года: «третий рейх», Германскую Демократическую Республику (ГДР) и Федеративную Республику Германия (ФРГ) до 1990 года, а также современную объединенную Германию. По признанию Шрёдера, результаты опроса шокировали его: «40 процентов школьников не могли отличить демократию от диктатуры. Национал-социализм они не считают диктатурой, еще больше не считают диктатурой ГДР». Но тот факт, что ФРГ до падения Берлинской стены в 1989 году каждый второй школьник не считает демократическим государством, удивил политолога еще больше. Проанализировав результаты исследования, авторы пришли к выводу, что многим просто не понятна разница между демократией и диктатурой. Оценки, которые дали школьники, зависят, по словам Шрёдера, «в значительной мере от уровня знаний школьников». «Чем больше они знают, тем более точную характеристику могут дать той или иной германской политической системе», — поясняет профессор. В исследовании задавались конкретные вопросы на знание истории, например, что отменили национал-социалисты после прихода к власти: рейхсмарку, воинскую повинность, свободу передвижения или основные права граждан. С другой стороны, авторы хотели узнать, в какой мере подростки согласны, к примеру, с таким заявлением: «Национал-социализм не был диктатурой». Однозначно ученые установили связь между знанием детей, их происхождением и уровнем образования родителей. Качество знаний детей мигрантов оказалось значительно ниже. Выше среднего оказался показатель положительных оценок национал-социализма среди подростков турецкого и курдского происхождения. Авторы исследования полагают, что причина тому — враждебное отношение к Израилю и антисемитские взгляды родителей или ближайшего окружения детей. Но главным источником знаний по истории является школа. Об этом заявили более 80 процентов респондентов. По мнению Шрёдера, в последние годы во многих школах ставка делается не на то, чтобы дети получали знания, а на то, чтобы их обучали навыкам. «Но как можно стать компетентным, не имея базовых знаний?» — риторически спрашивает профессор. Источник: Dw.de Послушать интервью Клауса Шрёдера о результатах исследования можно на сайте радио Deutschland-Kultur. |