Вход на сайт

Наши партнеры

Онега-71

Уходит жизнь с онежских берегов…

Онега-71Я стою на том самом месте, где 50 лет назад в июле-августе 1971 г. работала археологическая экспедиция «Онега — 71», организованная Институтом археологии АН СССР под руководством известного советского ученого-археолога А.В. Никитина. На той стороне, на левом берегу реки — старинное село Турчасово. Оно и привело нас сюда, хотя раскоп находился на другом берегу, на месте предполагаемого «острога», что мог быть заложенным еще в начале XVII века. Целью нашей экспедиции как раз и было: подтвердить или опровергнуть эту версию. Спускаясь к реке, подошел к мужчине, качавшего воду в цистерну на тракторе для собственных нужд. Разговорились. Громов Василий — оказалось, помнит нашу экспедицию, даже фотография из тех времен сохранилась. Лет десять ему тогда было. Про сегодняшнюю жизнь лучше не спрашивать: «Доживаем.., а дальше сами знаете, что и куда…».

20210901 onega 2

Экспедицию набрали из студентов педвуза, закончивших первый курс. Оформили ее как стройотряд. Поэтому на всех была зеленая форма с эмблемой ВГПИ и логотипом «Онега-71». Из группы историков поехали не все. Кому-то хватило археологической практики в Бабаевском районе, кто-то устал от учебы, кого-то родители не пустили, но добавились девушки-филологи, озабоченные поисками своего счастья, а также примкнувшие со стороны.

Человек тридцать набралось, плюс руководство: известный советский археолог, исследователь Севера, кандидат исторических наук Аркадий Васильевич Никитин — «Арквас» и его молодой помощник, выпускник педвуза, свой брат историк Николай Гуслистов.

В сборнике «История и археология Русского Севера» (Вологда, 2012), посвящённого 60-​летию со дня рождения Н.В. Гуслистова, куда вошли материалы научной конференции, состоявшейся в октябре 2009 г., практически нет упоминаний о Турчасовской экспедиции.

Возможно потому, что среди авторов не оказалось никого, кто был ее участником. Так что мне придется заполнить эту страницу в память о Николае Гуслистове, безвременно ушедшем из жизни, и всех остальных, кто 50 лет назад стоял на этой северной земле.

Когда стало известно, что раскопки будут в Турчасово, в двадцати км от родительского дома, то я стал чуть ли не главной фигурой — «абориген», как говорится, ему и карты в руки… Быстро составился «десант» для подготовки места дислокации: Василий Попов, он был старше на курс, Николай Гуслистов, для которого эта экспедиция была не первой. Мы с Василием поступили в Вологодский пединститут после армии, имели жизненный опыт… Я еще до службы в СА работал в экспедиции Ленгидропроекта, прошел практически всю Онегу: от озера Лача до Порога — дальше Белое море, так что онежские места мне были не чужими.

Я второй слева. Апрель, 1970 г.

Сразу после дембеля был выбор: или к своим геологам в Сибирь на Зею, или прозимовать дома. Выпало второе, но зимовать пришлось в Вельске. Шесть месяцев проучился в Вельской лесошколе на курсах шоферов-профессионалов (подход был серьезный, основательный). В марте 1970 г. всю группу шоферов отправили в дальний леспромхоз, помогать лесорубам выполнять план, а весной — на лесосплав, о чем говорит эта фотография:

Не большая речка Елюга,
Поперек бревно встает.
На сплаву работать велено,
День и ночь — вода уйдет.

Закончив учебу — Вельск, кстати, мне не чужой — Петелиных там знали, большой дедов дом еще стоял — в нем находился детский садик. Экзамен на права сдал без проблем, вернулся домой, получил в организации самосвал ЗИЛ-130, но покрутить баранку не пришлось — позвала семейная профессия — быть учителем.

Попов Василий был из Великого Устюга — будущей родины Деда Мороза, о чем он, да и все тогдашние устюжане, конечно, не догадывались. Василий был крепким студентом, невысокого роста, рассудительным и компанейским парнем. Ему выпало быть командиром нашего археологического отряда. Комиссаром стал Малков Анатолий — комсомольский вожак на все годы нашей учебы, поступивший на истфак тоже, после службы в СА. На него была возложена обязанность — доставить отряд со всем его снаряжением в Турчасово.

Наша троица отправилась поездом Вологда-Мурманск до станции Вонгуда, затем пешком километра три до Порога, чтобы плыть на теплоходе вверх по Онеге до Турчасова. Есть фотография, правда, качество не очень, на которой мы с Колей топаем к Онеге. Фотографировал Василий моей «Сменой», хорошие снимки получались не всегда, но для памяти кое-что осталось… Не успели взойти по трапу на теплоход, как услышал знакомый голос: «Борис!». Да, случаются неожиданные встречи: Вовка Муравицкий, знакомый по прежним временам. На Севере принято звать, не зависимо от возраста: Вовка, Толька, Ленька, Сашка… Его старший брат Серафим жил и работал в Ярнеме, перебрал массу профессий. Я еще школьником поработал у него на кирпичном: делали кирпичи для печей в строящиеся в поселке дома. Шебутным был и Владимир, который не сидел на одном месте, то там поживет, то в другом месте окажется. С нами он доплыл до Чекуева — большого села на левом берегу Онеги.

На теплоходе музыкаиграла: Василий Попов, Борис Петелин, Владимир Муравицкий

Тогдашний советский сервиз отличался от нынешнего: в буфете свободно продавалось вино, так что с его открытием стало веселее. Никто никому не мешал, в душу, как говорится не лез, но от разговоров о жизни не отказывались. Того народа больше нет. Бурные ветры над Россией перестроили и перемешали все. Даже Онега стала другой рекой…

На Севере люди вовсе не угрюмые и мрачные. Это сейчас у большинства печаль на лице, а если разговорятся, то только про свои заботы и болезни. О политике говорить смысла нет. У меня с собой был институтский магнитофон «Романтик», взятый в радиорубке, где я помогал преподавателю по техсредствам «озвучивать» институтские мероприятия (не зря же служил в РТВ). Песни Высоцкого пришлись как нельзя кстати…

Так и плыли «под баньку по-черному» и разговорами о «привередливой» жизни, обозревая речные берега и деревни, которые через три десятилетия превратятся в умирающие поселения. Совсем скоро эти места будут обозначены в соответствии с археологией — «стоянка человека».

Николай Гуслистов времени не терял, вел свой дневник. Что он пишет — мы не спрашивали. Большим авторитетом для нас он не был. Лично меня археология не увлекала. Раскапывать могилы — не совсем приятное занятие, пусть и для науки. Хоронили людей не для того, чтобы их останки пылились потом на музейных полках.

Срочно готовим «полевую кухню»

Ближе к вечеру доплыли до Турчасова. Коля предложил осмотреть церкви, если не удастся войти внутрь, то хотя бы постоять рядом. Не успели приблизиться к памятникам старины далекой, как появились сельские парни, с явным намерением разобраться с неизвестными лицами. Каково же было их удивление, а может и разочарование, что бить будет некого: двое-трое оказались моими одноклассниками, пусть и не самыми близкими, ибо после восьмилетки дороги наши разошлись. Вот что значит быть «аборигеном». Ребята помогли переправиться на тот берег и найти ночлег в это позднее время. Позднее, конечно, условно: белые ночи еще не закончились…

С утра занялись обустройством своей «стоянки». Проживание было оговорено заранее с местной властью. Совхоз обещал помочь с продуктами, так что голод нам не грозил. Все хозяйственные вопросы решали мы с Василием. Я съездил на катере домой и привез мешок картошки на первое время. Быстро соорудили летнюю «кухню», сколотили столы и скамейки. Николай разметил шурфы на «городище», так что к приезду археологического отряда во главе с начальником экспедиции Арквасом все было готово.

Глядя на эту фотографию, с горечью осознаешь, что сидящих здесь ребят уже нет… Не дожили до нынешнего «юбилея».

Вот что в итоге получилось…

Но летом 1971 года все были молоды и здоровы, радовались солнцу, реке, жизни… Это не берег Онеги, это тот самый «острог», где велись раскопки. Идущий в правую сторону — Коля Гуслистов, а я в белой кепке в углу снимка … Остальные также узнаваемы — и через полвека можем назвать по именам!

Вот еще фотография самых активных археологов

К работе все относились серьезно. Копали на совесть. Вскоре стало ясно, что никаких следов «городища» мы не найдем. Отрицательный результат — тоже результат, но Арквас был явно разочарован. Рушилась далеко идущая версия. По моему сегодняшнему мнению, левый берег Онеги имел в те века большую значимость. Собственно, об этом говорит историческая справка:

Старинное село Турчасово впервые было упомянуто в грамоте 1536 г. По преданию его название происходит от слов «Тур» —- «башня» и «час» — дозор. В XVI в. село стало центром одного из двух «станов» Каргопольского уезда. В Турчасовский «стан», названный в источнике «Нижней полуземлей», входило 48 волостей. В 1620-​х гг. на левом берегу р. Онеги вокруг Турчасовского погоста вырос посад — 42 двора, а на правом берегу Турчасовский острог, построенный Юрием Яковлевичем Челядиным — «Челядинов острог» (который мы искали). В 1613 г. через турчасовские земли прошли разбойные отряды под предводительством Сидорки и Барышпольца. В неравной борбе погибло около 2500 местных жителей. Набеги поляков и литовцев — «рокошан», были повторены в 1617 – 1619 гг. В XVI-​XVII вв. Турчасово стало одним из крупных центров солеторговли на пути из Поморья в Каргополь.

В XV-​XVI вв. существовал Турчасовский приход с церковным причтом, состоявшим исключительно из монахов. В середине XVII в. Приход был приписан к Соловецкому монастырю. Церкви в Турчасово: Св. Николая Чудотворца (1436 г.), Спасо-Преображенская (освящена в 1647 г.), Благовещенская и Архистаратига Михаила (16831684 гг.), с приделами. После пожара 1776 г. был выстроен Турчасовский «тройник» — две церкви (летняя и зимняя с трапезной)и колокольня (1793 г.). Окраины Турчасовского прихода имели шесть часовен, из которых сохранилась лишь одна — в деревне Нермужи. В Турчасовский стан входили все поселения на реке Онеге и ее притокам от Бирючевских порогов до Усть-Онеги и все Онежское Поморье, часть Подвинья с Мехреньгским станом и Усть-Мошей. Турчасовский становой «доводчик» представлял государственную власть в Нижней Онеге, собирал подати со всех волостей и вел следствие по уголовным делам.

Благовещенской Церкви давно нет. В 1964 г. она сгорела от удара молнии. Как злое поветрие пронеслось над Онегой в последние десятилетия и унесло навсегда ее бесценные памятники. Вместо них — заброшенные дома и отсутствие всякой надежды на возрождение.

В упомянутой деревне Нермуше, так называют ее местные жители и где сохранилась древняя часовня 1779 г., мне довелось побывать еще после 7 класса, когда нас вместе с кл. руководителем Скорняковой Л.М. отправили на две недели убирать картошку. Посчитайте, сколько нам было! И работали, не стонали, натирали мозоли… До сих пор помню, как вечером, лежа на русской печи, выводили своими голосами «есенинских глухарей».

Но вернемся к экспедиции. Была не только работа. Студенчество тем и прекрасно, что можно посидеть у костра, встретить раннюю зарю, окунуться в речной туман или в парную воду родной Онеги… По завершению поисковых работ, как принято в экспедициях, состоялся прощальный вечер. За свой труд все получили денежное вознаграждение, а некоторые даже прибавку к нему, что никем не ставилось под сомнение. Мы с Василием Поповым и Виктором Белоусовым, студентом политеха, отплыли утром на катере в Ярнему, ко мне домой в гости. Мать была очень рада, что увидела моих друзей и которых нашлось чем угостить. Отец потом жалел, что его не было дома. Ему, учителю, правда в прошлом, очень хотелось поговорить с молодыми археологами. Подошло время отправляться на автобусе в Плесецк, где Василий и Виктор сели на поезд «Мурманск-Вологда», соединившись с основным составом экспедиции.

В опубликованном сообщении о раскопках в Турчасово, Аркадий Васильевич Никитин написал, что большое по размерам Турчасовское городище, называемое местными жителями «острогом», находится на естественной возвышенности, расположенной на правом берегу реки Онеги, вблизи деревни Целягино. Возвышенность определила очертание крепости, от которой в настоящее время сохранились остатки валов и рвов, идущих по периферии городищенской площадки. Шурфы и раскопы, заложенные в разных местах, не выявили наличие культурного слоя. Подобные рвы и валы можно увидеть и в других местах (Никитин. А.В. Вологодская и Турчасовская экспедиции /​/ Археологические открытия 1971 года. — М.:1972. — С. 38 – 39.).

Аркадия Васильевича не стало в 1987 г. К сожалению, его фотографии в моем архиве нет. Он пережил своего вологодского ученика — Гуслистова Николая Васильевича, который трагически погиб летом 1980 г., утонув вместе с сыном в реке Мологе. Известный вологодский историк А.В. Камкин, учившийся на одном курсе с Николаем, вспоминал: пусть он сделал не так и много, но Николай Гуслистов заложил основы вологодской археологической школы, которая успешно развивается и поныне…

За прошедшие полвека воды в Онеге утекло много. Мне, знавшего ее в другие времена, видны все перемены, отнюдь не к лучшему. Про «поселения» говорить не будем: в Ярнеме жителей по пальцам можно пересчитать. В начале 80-х в деревне были: средняя школа, библиотека, детсад, медпункт, клуб, почта, магазины, столовая, пекарня, баня… У людей была работа, строили планы на жизнь и будущее… Вот оно и пришло. С неказистой часовенкой и единственной торговой точкой, именуемой «Шансом».

Это Север — хотя и не Крайний,
Крайней стала деревня моя.
На Онеге в тоске и печали.
Доживает, себя хороня…

Хорошо еще, что борщевик до этих мест не добрался, но его заросли уже не далеко… В Каргополье стеной стоит. Те, кто сплавлялся по Онеге в 50 – 60-е гг., отмечали в своих записях исключительную мягкость и чистоту онежской воды, мол для заварки чая лучшей воды не найти. Все так. Вот только такой воды уже давно нет, как и того чая. Даже цвет воды изменился. Грязь плывет, тина, водоросли. Каменистый берег зарос осокой. Пескарь исчез напрочь. До сих пор помниться из детской книжки, что «нет рыбы лучше пескаря». И кстати, молевой сплав ему не мешал, а плывущих по реке бревен было столько, что по ним рисковые мужики на другой берег Онеги перебегали. Сам видел.

Русский писатель Юрий Казаков в своем «Северном дневнике» (1960 г.) предрекал большое будущее Поморью: «…Север только начинает жить, его пора только настает. И мы застанем эту пору, при нас она грянет и процветет со всей силой, доступной нашей эпохе». Та «эпоха» закончилась, и «грянула» другая. И оказалось, что при всех своих природных богатствах, северный край обречен на вымирание.

Сияние Севера
Турчасово.
09.08.2012
Если подуешь на искру,
Она разгорится,
Если плюнешь на нее,
Угаснет:
То и другое исходит из уст твоих.

Удивительное дело: Турчасово веками стояло и процветало, а теперь на брошенные дома смотреть больно. Какие варяги прошли по этим землям? Наивно полагать, что строя новые церквушки и ремонтируя старые храмы прекратиться исход жителей. Собственно, большинство уже уехали, кто в Архангельск, Северодвинск, Мирный, или еще дальше в поисках нового пристанища, где есть школа, больница, работа… Не церковь удерживает человека на родной земле. Они еще стоят, а людей уже нет…

Поклонный Крест на месте шатровой часовни во имя Святого Духа, построенной в 1775 г. в центре Челядинского Острога под руководством Юшко Яковлева сына Челядина в память о разорении Турчасовского посада в период Смутного времени в начале XVII в., воздвигнут трудами и тщанием жителей села Турчасово и окрестных деревень Целягино, Олидово и пр. в лето 2009 г. от РХ. Повторно восстановлен в 2013 г. после удара молнии на Ильин день в 2012 г.

Часовня Св. Духа на Острожной горе. Фотография В.А. Плотникова. 1907 г. Вдали церкви Турчасовского посада.

Как и было задумано, на месте нашего раскопа, где поставлен этот Поклонный крест, заложил я небольшой шурф, куда поместил «послание» от имени всех участников археологической экспедиции «Онега — 71». Хотел положить сохранившуюся стройотрядовскую куртку, но передумал. Пусть останется со мной. Пятьдесят лет назад «культурного слоя» мы не нашли. Сейчас он есть. Что написано в «послании»? «Ищите и обрящете»…

20210901 onega 20
Онега в наши дни…

Турчасово — Ярнема, июль 2021