Вход на сайт

Наши партнеры

Выставки

Выставка к 300-​летию со дня рождения Фридриха II

Фридрих ВеликийВ Немецком историческом музее открылась выставка, посвященная 300-​летию со дня рождения Фридриха II. «Почитаемый, прославляемый, проклинаемый» (Friedrich der Große — verehrt, verk­lärt, ver­dammt …) — так названа выставка в Немецком Историческом музее (DHM) в Берлине, приуроченная к 300-летнему юбилею короля Пруссии Фридриха Великого. Организаторы задались целью выяснить, какой след оставил одиозный монарх в истории и немецких умах и как в зависимости от политической конъюнктуры менялось отношение к его имени.

Образ Фридриха Великого каждое поколение немцев интерпретировало на свой лад: его сперва поднимали на щит, величая национальным идолом, а потом пригвоздили к позорному столбу, окрестив кровожадным мизантропом. Но пришло время сбросить шоры. Два года подготовки и больше миллиона евро понадобилось, чтобы составить юбилейную экспозицию, претендующую на объективность, подчеркнул на открытии министр культуры Германии Бернд Нойман.

Немецкие и иностранные картины, фильмы, постеры, игрушки, униформа и личные вещи знаменитого самодержца призваны показать след, оставленный «старым Фрицем» в искусстве, политике и общественном сознании. На выставке DHM – искусство и китч, представляющие Фридриха не только яркой политической фигурой, но и, скажем, рекламным жупелом. Весьма необычные грани прусского монарха открываются на табакерках, пивных банках, цирковых афишах и страницах комиксов.

В центре экспозиции – портреты Фридриха Второго. Большинство художников вынуждены были рисовать короля по памяти: для позирования ему не хватало терпения. Но для Иоганна Георга правитель сделал исключение, поэтому его портрет весьма отличается от остальных – с него Фридрих смотрит доверительнее. В конце XVIII века считалось хорошим тоном вешать портреты властителя на стенах или выставлять в витрине магазина. «Он сам оказывал очень сильное влияние на то, каким его изображали, и тщательно контролировал это», – говорит президент фонда DHM Александер Кох (Alexan­der Koch).

Смерть Фридриха служит отправной точкой для концепции выставки, поэтому одно из помещений сделано в форме усыпальницы и уставлено многочисленными свечами. В этой атмосфере посетители видят посмертную маску короля, униформу и рубашку, в которой тот почил. На ней внимательный зритель заметит пятна монаршей крови.

После кончины Фридриха не только историки по-разному толковали значение его фигуры – политики также приложили руку к формированию его образа. Либералы использовали его как символ просвещенного монарха, консерваторы сделали воплощением прусских добродетелей, а национал-социалисты стилизовали его под непобедимого воина, что иллюстрируют многочисленные плакаты. На одном из них Фридрих соседствует с Бисмарком и Гитлером, а на другом монарх «украшен» фашистской свастикой. После 1945 года и в ФРГ, и в ГДР короля Пруссии проклинали как разжигателя войны.

В течение юбилейного года берлинцев ждет череда праздничных мероприятий. С апреля по октябрь в парке Сан-Суси в Потсдаме будут инсценироваться победоносные баталии Фридриха. С мая по октябрь во дворце Кёпеник пройдет выставка «Фарфор для дворцов Фридриха Великого». А посетители Берлинской художественной библиотеки с мая по сентябрь смогут познакомиться с рукописями короля-просветителя.

Выставка «Почитаемый, прославляемый, проклинаемый» Берлин, Немецкий Исторический Музей, с 21 марта до 29 июля.

Источник: Ger​ma​nia​-online​.ru


 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.